Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

некрасов николай алексеевич

Энциклопедический словарь

Некра́сов Николай Алексеевич (1821 - 1877/1878), русский поэт. В 1847-1866 редактор-издатель журнала «Современник»; с 1868 редактор (совместно с М. Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки». В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871-1872), «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма «Современники», 1875-1876). Трагические мотивы в цикле стихов «Последние песни» (1877). Проза. Критика.

Н. А. Некрасов.

* * *

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич - НЕКРА́СОВ Николай Алексеевич [22 ноября (10 декабря)1821, село Синьки Подольской губернии - 27 декабря 1877 (8 января) 1878, Петербург], русский поэт.

Родился в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. О семье и жизни в Грешневе известно довольно мало, частью из-за противоречивости свидетельств, частью благодаря стараниям самого поэта, всю жизнь создававшего миф о своей биографии. В своих автобиографических записках Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок. В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки. Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду (см. РУССКИЙ ИНВАЛИД)» и в «Литературной газете (см. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА (1840-49))», фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре.

В 1840 на заработанные литературной поденщиной деньги издал сборник своих стихов, написанных под ощутимым влиянием поэтов-романтиков: В. А. Жуковского (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич), В. Г. Бенедиктова (см. БЕНЕДИКТОВ Владимир Григорьевич) и др. Перед публикацией Некрасов принес рукопись Жуковскому, тот посоветовал начинающему поэту стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга «Мечты и звуки» с подписью Н. Н. все-таки увидела свет. Реакция на сборник была неоднозначна: многие критики отреагировали положительно и написали хвалебные отклики, некоторые, в том числе В. Г. Белинский (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), разразились пренебрежительными рецензиями, упрекая молодого поэта в эпигонстве. На поэта приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой. В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ)», где его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью. Там познакомился и близко сошелся с Белинским, оказавшим на Некрасова большое влияние. Белинский же привел начинающего литератора в дом публициста И. И. Панаева (см. ПАНАЕВ Иван Иванович), где Некрасов познакомился с супругой Панаева Авдотьей Яковлевной (см. ПАНАЕВА Авдотья Яковлевна), женщиной незаурядной и талантливой, позднее ставшей его гражданской женой. Их отношения продолжались более 15 лет. В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников («Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга (см. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕТЕРБУРГА)», «1 апреля», «Петербургский сборник (см. ПЕТЕРБУРГСКИЙ СБОРНИК)», в котором появилась первая публикация Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) - повесть «Бедные люди»).

В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов))», собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич) опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров (см. ГОНЧАРОВ Иван Александрович) - роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский - поздние критические статьи, А. И. Герцен (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) - повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич): «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».

В 1854 по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н. Г. Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), а затем - литературный критик Н. А. Добролюбов (см. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович). Но в 1862 после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете. В 1862, после того , как лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда же он приобрел усадьбу Карабиха (см. КАРАБИХА), недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа (с 1947 здесь музей-усадьба Некрасова).

В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е. Салтыковым (см. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович). «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».

Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта, Тургенев, например, написал следующее: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,- жгутся». А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!». В стихотворении «Поэт и гражданин», открывавшем сборник, впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и гражданской поэзии. Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская».

Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики. С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг. творчество поэта отмечено, с одной стороны, усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам), с другой, - обращением к традиционным образцам русской поэзии.

Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876). Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо? В «Прологе» намечена четкая схема путешествия - встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.

Фигура поэта никогда не воспринималась однозначно ни читателями, ни критикой, это происходило из-за несовпадения лирического героя, поборника строгой морали, защитника униженных и гневного обличителя всех возможных пороков, и реального биографического человека, азартного и удачливого игрока, обладателя практического ума, охотника до выпивки и женского пола. В советское время все эти противоречия были сняты: биографический человек был наделен чертами лирического героя и наречен человеком и гражданином и народным защитнтком. Однако это нисколько не упростило восприятие творчества поэта, такой подход, уделяя внимание исключительно идеологическому пафосу борьбы против угнетателей, начисто игнорировал поэтическую составляющую его текстов. Еще современники упрекали Некрасова в отсутствии подлинной поэтичности: «поэзия тут и не ночевала» (Тургенев). Сторонники чистого искусства отказывали признавать художественную ценность его произведений. Да и вообще о середине 19 в. Было принято говорить как о времени, когда центр литературной и культурной жизни окончательно сместился с поэзии на прозу, это время большого жанра, время больших писателей. Поэзия, как недостижимый образец высшего искусства, казалось, так и осталась прерогативой Пушкина и Лермонтова. Но к середине 19 в. традиционный поэтический язык превратился в канон, в застывшую форму, не способную передать новое содержание. Именно Некрасов взял на себя смелость изменить поэзию, чтобы оживить интерес к ней. Исследователь творчества Некрасова Б. М. Эйхенбаум (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович) отмечал остро проявившуюся необходимость в массовом слушателе, который часто бывает намного важнее «избранного круга» профессионалов и любителей. Именно для такого слушателя писал Некрасов, он намеренно снижал поэтический язык, олитературивал народную речь, отчего она становмлась более яркой и сочной. Но при этом, вопреки расхожему мнению, Некрасов никогда не порывал с русской поэтический традицией, все его творчество - непрерывное взаимодействие с лучшими образцами отечественной поэзии.

Большой энциклопедический словарь

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-77/78) - русский поэт. В 1847-66 редактор-издатель журнала "Современник"; с 1868 редактор (совместно с М. Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки". В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871-72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866-76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма "Современники", 1875-76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика.

Энциклопедия Кольера

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-1878), русский поэт. Родился 12 декабря 1821 в Немирове, на территории нынешней Украины. Детство его прошло в деревне на берегу Волги. В 1838 Некрасов приехал в Санкт-Петербург; в 1839 был принят вольнослушателем на философский факультет Петербургского университета. Опубликовал стихотворный сборник Мечты и звуки (1840). Неблагожелательный прием произведения столь обескуражил его, что за несколько месяцев он буквально преобразился: отошел от туманного романтизма и принялся сочинять водевильные куплеты. Затем, под влиянием критика В.Г.Белинского, обратился к социальной проблематике. К 1845-1846 относятся его первые удачи в этой области - стихотворения В дороге, Тройка и Родина. Поэт выступал за права народа, обличая паразитизм господствующих классов. В 1846 он стал редактором журнала "Современник" и оставался в этой должности до закрытия журнала в 1866. В 1857 Некрасов пережил нравственный кризис, вызванный плохим состоянием здоровья и усугубленный раздорами в первой редакции "Современника". В 1860 И.С.Тургенев окончательно ее покинул, и после этого журнал стал выражать почти исключительно взгляды российских радикалов революционно-демократического крыла. Некрасов опубликовал в своем журнале несколько автобиографических признаний (стихотворение На Волге и др.); напечатана была и поэма Коробейники, образчик крестьянской тематики, которой Некрасов оставался верен до самой смерти. В этом же русле написана и поэма Мороз, Красный нос (1863). После нее мастерство Некрасова в полной мере сказалось лишь в наиболее выразительных эпизодах поэмы Кому на Руси жить хорошо (1863-1877). Поэма представляет собой изображение крестьянской жизни после реформы 1861. В 1876-1877, умирая от рака, он написал Последние песни - цикл проникновенных стихотворений.

Умер Некрасов в Санкт-Петербурге 8 января 1878.

ЛИТЕРАТУРА

Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова, тт. 1-3. М.-Л., 1947-1952 Чуковский К.И. Мастерство Некрасова, 4-е изд. М., 1962 Некрасов Н.А. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1965-1967 Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971 Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели. Л., 1973 Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем, тт. 1-15. Л., 1981 Жданов В.В. Жизнь Некрасова. М., 1981

Полезные сервисы